Образовательный стандарт дошкольного образования
Постановлением Министерства образования от 4 августа 2022 г. № 228 утвержден образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательный стандарт устанавливает требования к:
результатам освоения содержания образовательной программы дошкольного образования с учетом направлений работы и возраста воспитанников;
содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
срокам получения образования;
организации образовательного процесса.
Настоящий образовательный стандарт обязателен для применения в учреждениях образования (иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), санаторно-курортных и оздоровительных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Основными составляющими процесса воспитания являются:
идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание;
воспитание психологической культуры;
воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
формирование навыков здорового образа жизни;
трудовое и профессиональное воспитание;
воспитание, направленное на формирование у воспитанников бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности; воспитание культуры быта и досуга;
поликультурное воспитание и экономическое воспитание.
Освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования возможно при правильно организованных условиях ее реализации, а также при активном участии детей в образовательной деятельности.
Например, к семи годам ребенок умеет:
пересказывать короткие сказки и рассказы;
называть слова белорусского и русского языков, которые совпадают или похожи по произношению, но имеют разное лексическое значение;
называть сезонные изменения в неживой природе, мире растений и животных, одежде, труде, природе и играх детей;
замечать и называть маскировочную окраску (например, бабочки, кузнечики, воробьи, лягушки, зайцы) и соотносит с теми объектами природы, под которые они маскируются;
называть правила безопасного поведения в процессе взаимодействия с растениями и животными в лесу, на лугу, на водоеме;
решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
различать и называть геометрические фигуры, считать до 20;
отличать реальный и воображаемый мир, реальные последствия действий, поступков от воображаемых, обосновывая свои выводы;
выразительно читать стихи.
Кроме того, он может назвать свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб), рассказать, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, а также о родном населенном пункте, стране, ее столице, и их достопримечательностях.
При организации образовательного процесса должны выполняться следующие требования:
обеспечение качества образования;
компетентностный подход;
охрана жизни и здоровья воспитанников;
соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказания им психологической помощи;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Постановление № 228 вступает в силу с 1 сентября 2022 года.