В государственном учреждении образования
"Детский сад № 17"
работают учителя-дефектологи:
Воробей Татьяня Владимировна, учитель-дефектолог 2 квалификационной категории, стаж работы 3 года.
Марачковская Марина Васильевна, учитель-дефектолог 2 квалификационной категории, стаж работы 5 лет.
График
работы учителя-дефектолога
№ | ФИО | Ставка | Дни недели | Время работы |
1. | Воробей Т.В. | 1.0 |
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница |
8.30 - 17.00 (обед 12.00 - 12.30) ____ 9.00 - 13.00 13.30 - 17.30 9.00 - 13.00 |
2. | Марачковская М.В. | 1.0 |
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница |
8.00 - 12.00 13.30 - 17.30 8.00 - 12.00 8.30 - 12.00 13.00 - 17.00 |
Пункт коррекционно-педагогической помощи
Работа пункта коррекционно – педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта коррекционно – педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.
В наличии в кабинете учителя – дефектолога имеется необходимый материал для работы с детьми: игрушки, развивающие и дидактические игры и пособия, наглядный материал по обследованию и развитию речи детей, материал для развития фонематического слуха и мелкой моторики. Также в достаточном количестве имеются учебные и методические пособия.
С целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом, проводилось фронтальное обследование детей средних, старших групп.
В ПКПП в первую очередь принимаются дети с ОНР ( 3 ур. р .р.), с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, с дислалией, стёртой дизартрией.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
— заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;
— заявления законного представителя обучающегося.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.
В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Основные направления работы:
— исправление звукопроизношения;
— совершенствование грамматического и лексического строя речи;
— развитие связной речи;
— развитие фонематических процессов;
— развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;
— формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков.
В работе используются разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.
Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.
Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные.
Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.
6 вопросов и ответов о работе дефектолога
1. Что такое ПКПП и чем он отличается от речевой группы в специальном детском саду?
ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.
В зависимости от характера нарушений физического или психического развития в пункте могут быть сформированы группы для детей:
— с нарушениями речи
— с нарушениями слуха
— с нарушениями зрения
— с нарушениями психического развития.
Отличия ПКПП от речевой группы.
1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе. Работа учителя-дефектолога строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
2) В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.
3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
4) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 22-26 детей.
5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада.
Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее речевую группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт при ДОУ.
2. Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?
Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.
Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
Таким образом, кратким ответом на вопрос «Есть ли различия между логопедом и учителем-дефектологом в рамках работы ПКПП?» — будет ответ: «Нет».
3. Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?
Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя ребенка.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.
4. С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?
Каких детей берут в ПКПП?
На логопедический пункт зачисляются дети с 4 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими заключениями:
— нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
— нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);
--- стёртая дизартрия;
— грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
— заикание (лёгкая степень);
— Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
— НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или НВОНР не осложненное.
5. Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?
Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.
В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
6. Нужно ли делать домашние задания и как?
Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
— задания должны быть прочитаны ребенку;
— все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
О правильном дыхании
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная “неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через “входные ворота” – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму. Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за “плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы. Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ребенок, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего, набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным. Вот простейшее упражнение – закрывание рта “на замок”: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы. Очень полезны следующие упражнения: **5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота. **Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей. |
Консультация для родителей «Говорите с ребенком правильно»Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, общительным, радостным. К сожалению, не каждый ребенок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Это могут быть и застенчивость ребенка, и проблемы, связанные с речью, и его физиологические особенности. В этой ситуации родители должны вовремя заметить трудности малыша и приложить все усилия, чтобы помочь ребенку разобраться в причинах данной проблемы и устранить ее. Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Необходимо как можно больше говорить со своим ребенком, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Обратите внимание: он запоминает, что вы говорите и как говорите. Именно с помощью вашей речи пополняется его активный словарный запас, а в дальнейшем формируется связная речь. Вы для него – эталон речи, от вас зависит его речевое развитие.Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. 4 нельзя:- Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. - Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. - Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. - Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения. Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для дошкольников. Речь взрослых должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо напоминать о необходимости говорить громче и наоборот. Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно. Взрослые должны поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом. Важно учить детей говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять «вежливые слова»: спасибо, извините, пожалуйста и т. д. Придерживайтесь правил речи:• Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одеваниераздевание, игра, прогулка и др. • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы и предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. • Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо «Он играет?» • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. • Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра и т. д. • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. • Во время разговора всегда смотрите в лицо собеседнику, это поможет говорить смело и уверенно. Не спешите с ответом, сначала проговорите ответ про себя. • Говорите на выдохе. Воздух расходуется на гласные звуки, четко артикулируя их. • Гласные звуки произносятся широко и громко. Согласные звуки произноси легко, без нажима. В каждом слове выделяйте ударный звук. • Необходимо выдерживать паузы между предложениями. • Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо. • Говорите всегда четко, громко, выразительно. Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любой семьи. |