Из Приказа Министра образования Республики Беларусь "Об утверждении Правил педагогических работников" от 10.06.2022 № 401
Правила педагогических работников
В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
- Реализовывать государственную политику в сфере образования.
- Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
- Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
- Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
- Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
- Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
- В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
- Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
- Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
- Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника
ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОМНИ!
- Переступая порог детского сада и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!
- Настоящий воспитатель – это человек высокой общей культуры. Народная мудрость гласит: « Слова убеждают, а пример вдохновляет…» Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова, дела и поступки стали примером для подражания.
- Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.
- Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.
- Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что ребенок очень чувствителен.
- Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.
- Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!
- Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.
- Оптимальность педагогического общения зависит от стиля, который выбрал воспитатель.
- Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.
Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!
Памятка воспитателям: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".
- Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим. - В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания
одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский). - Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры.
Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.
Как сделать карточки, игры для детей и не только....
1) Распечатай карточки, наклейте их на плотный картон (или ламинированную потолочную плитку).
2) Заламинируйте их скотчем с двух сторон (купите самый широкий скотч).
3) Вырежьте каждую карточку (если клеили на потолочную плитку, то удобно использовать для вырезания канцелярский нож и линейку).
Игра 1. Кто пришел в гости?
Возьмите несколько карточек животными. И скажите «Смотри это котик. Котик пришел к тебе в гости. Мяу-мяу. Ой, а это кто? Собачка! Тоже пришла к тебе в гости! Собачка говорит гав-гав. Покажи где котик? А где собачка, покажи пальчиком» Некоторые детки не показывают пальчиком на картинку, а переводят взгляд с одной на другую (обращайте на это внимание). Обязательно похвалите малыша.
Игра 2. Поваренок.
Вам нужна детская тарелочка и любимая игрушка малыша (кукла или мягкая игрушка). Возьмите картинки с овощами и фруктами. «Давай приготовим кукле вкусный салатик, Что же нам положить в него? Давай положим помидор, огурец морковку и т.д.» По аналогии можно варить суп, компот, угощения для гостей и т.д.
Игра 3. Зоопарк.
Скажите малышу, что сейчас вы с ним пойдете в зоопарк смотреть животных. Разложите карточки по комнате, и ходите от одной к другой, называя животных. (Аналогично можно играть в «Ферму», «Лес»).
1) Смешать карточки 2 и более тематик (зависит от возраста ребенка) и попросить сложить каждую тему отдельно.
2) Сложить карточки в мешочек поочередно вытаскивать из него карточки и называть, что на них нарисовано.
3) Разложить карточки картинками вверх. Ведущий называет картинки, а детки должны найти их на скорость, кто быстрее.
4) Взять 2 и более карточки ( зависит от возраста ребенка). Показать каждую картинку и перевернуть. Попросить ребенка показать, где какая картинка лежит.
5) Карточки можно использовать как счетный материал (посчитать цветочки, грибочки).
Детские фотокарточки "Птицы"
В наборе 22 карточки Скачать карточки |
|
Детские фотокарточки "Дикие животные"
В наборе 28 карточек Скачать карточки |
|
Детские карточки "Домашние животные"
В наборе 12 карточек Скачать карточки |
|
Детские карточки "Цифры от 1 до 20"
В наборе 20 карточек (Цифры от 1 до 20, с соответствующим количеством кубиков)Скачать карточки |
|
Детские карточки "Транспорт"
В наборе 16 карточек (Самолет, вертолет, мотоцикл, корабль, машина, трактор, легковой автомобиль, поезд, грузовик, экскаватор, подъемный кран, пожарная машина, такси, полиция, скорая помощь, автобус, водовоз)Скачать карточки |
|
Детские карточки Времена года"
В наборе 24 карточки (Зима- 6 карточек, весна -6 карточек, лето - 6 карточек, осень- 6 карточек)Скачать карточки |
|
Детские карточки "Дикие животные"
В наборе 9 карточек - медведь, лиса, енот. белка, заяц, мышь, волк, лось оленьСкачать карточки |
|
Детские карточки "Домашние животные"
В наборе 12 карточек- свинья, осел, овца, собака, кот, гусь, петух, индюк, утка, корова, лошадь, козаСкачать карточки |
|
Детские карточки "Морской мир"
В наборе 9 карточек - акула, кит, конек, медуза, дельфин, креветка, осьминог, краб, скатСкачать карточки |
|
Детские карточки "Животные для малышей"
В наборе 18 карточек - еж, заяц, лиса, волк, медведь, мышь, собака, кошка, корова, поросенок, петух, утка, тигр, зебра, обезьяна, слон, бегемот, жирафСкачать карточки |
|
Детские карточки "Животные из теплых стран"
В наборе 12 карточек - кенгуру, лев, жираф, бегемот, верблюд, обезьяна, панда, тигр, коала, зебра, носорог, слонСкачать карточки |
Детские карточки "Птицы"
В наборе 9 карточек - жаворонок, ласточка, сорока, снегирь, сова, дятел, голубь, воробей, синица.Скачать карточки |
|
Детские карточки "Водоплавающие птицы"
В наборе 9 карточек -лебедь, пеликан, пингвин, чайка, журавль, фламинго, альбатрос, чомга, аист.Скачать карточки |
|
Детские карточки "Цветы"
В наборе 9 карточек - роза, ромашка, одуванчик, ландыш, василек, лилия, гвоздика, подсолнух, хризантема.Скачать карточки |
|
Детские карточки "Ягоды"
В наборе 9 карточек - облепиха, клюква, виноград, ежевика, шиповник, слива, малина, клубника, вишня, черная и красная смородина, крыжовникСкачать карточки |
|
Детские карточки "Музыкальные инструменты"
В наборе 9 карточек - барабан, скрипка, гармонь, гитара, рояль, маракас, саксофон, труба, арфаСкачать карточки |
|
Детские карточки "Одежда"
В наборе 21 карточка - шляпа, ремень, пиджак, брюки, пальто, куртка, шорты, футболка, шапка, рубашка, платье, носки, туфли, ботинки, сапоги, кроссовки, сандалии, туфли женскиеСкачать карточки |
|
Детские карточки "Овощи и фрукты"
В наборе 21 карточка - яблоко, банан, киви, лимон, груша, мандарин, абрикос, персик, ананас, горох, тыква, кукуруза, перец, брокколи, свекла, морковь, картофель, огурец, помидор, капуста, баклажан.Скачать карточки |
|
Детские карточки "Посуда"
В наборе 9 карточек- кастрюля, стакан, сковорода, чайник, тарелка, кружка, вилка, ложка, нож.Скачать карточки |
|
Детские карточки "Профессии"
В наборе 15 карточек - моряк, официант, продавец, учитель, водитель, парикмахер, художник, доктор, фотограф, музыкант, повар, клоун.Скачать карточки |
для младших дошкольников
2) Заламинируйте их скотчем с двух сторон (купите самый широкий скотч).
3) Вырежьте шнуровки (если клеили на потолочную плитку, то удобно использовать для вырезания канцелярский нож и линейку).
4) Дыроколом проделайте отверстия в указанных местах (можно использовать шило, или маленькие ножницы).
5) Купите тонкие длинные и короткие шнурки (короткие шнурки - 10 штук для игр шнуровок с карточками, малышу будет более удобно прошнуровать каждую карточку отдельно).
Почему игры шнуровки полезны
1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.
2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).
2) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпение.
3) Игры шнуровки предложенные на сайте - замечательный обучающий материал (обучение счету, развитие логики, знакомство с новыми понятиями)
Игры шнуровки для детей "Как шнуровать ботинки"
В наборе картинка с детскими ботинками. Цель игры - научить ребенка шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использовать просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка.Скачать шнуровки |
Игры шнуровки для детей "Счет от 1 до 10"
В наборе 10 карточек с мячиками и игровое поле. Цель игры - зашнуровать карточки с мячиками к правильной цифре. Сначала попросите ребенка посчитать мячики на карточке, а затем найти нужную цифру и прошнуровать к ней карточку.Скачать шнуровки |
|
Шнуровки для детей "Счет от 1 до 5"
В наборе 5 карточек с конфетами и игровое поле. Цель игры - зашнуровать карточки с конфетами к правильной цифре. Сначала попросите ребенка посчитать конфеты на карточке, а затем найти нужную цифру и прошнуровать к ней карточку.Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Большой, маленький, средний"
В наборе 30 карточек (10 тем по 3 карточки в каждой теме - на карточка картинка большого, среднего и маленького размера). Цель игры - найти карточки одной темы и разложить их в порядке убывания или возрастания размера. Игру можно также использовать для знакомства с понятиями большой и маленький (уберите карточки с картинками среднего размера)Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Цвета"
В наборе 8 карточек и игровое поле. Цель игры - карточки с цветными зонтиками (желтый, зеленый, красный, коричневый, оранжевый, черный, синий) прошнуровать к соответствующим ведеркам с краской.Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Один - много"
В наборе 10 карточек (5 тем по 2 карточки в теме - один и много). Цель игры - прошнуровать карточки на игровое поле в логический ряд. Попросите ребенка найти картинки с одним предметом и картинки, где предметов много и прошнуровать их на рабочем полем рядом с соответствующими картинками. Второй вариант игры, когда вы просите найти картинки определенной темы (книги, игрушки), а затем уже ищите где один предмет, а где много.Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Такой же"
В наборе игровое поле и 5 карточек с флажками. Цель игры - найти для карточки такой же (одинаковый) флажок на игровом поле и прошнуровать карточки. Одновременно запоминаем цвета.Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Дикий и домашние животные"
В наборе 2 игровых поля (для диких животных - лес, для домашних - поле с домиком), 14 животных (7 домашних и 7 диких). Цель игры - рассортировать животных по игровым полям (домашних на поле с домиком, диких - на поле с лесом). Можно использовать также как обучающий материал по теме "Животные".Скачать шнуровки |
|
Шнуровки для детей "Ежик"
Шнуровки для самых маленьких. В наборе игровое поле - ежик, 5 грибочков. Цель игры - грибочки прошнуровать в игровом поле. Можно использовать для обучения счету.Скачать шнуровки |
|
Игры шнуровки для детей "Яблочки"
Шнуровки для самых маленьких. В наборе игровое поле - дерево, 8 яблочек. Цель игры - яблочки прошнуровать в игровом поле. Можно использовать для обучения счету.Скачать шнуровки |
|
Развитие логики и внимания у детей - это очень важно. Как работать с логическими таблицами. 1) Распечатайте понравившиеся таблицы и отрежьте полоску с ответом. 2) Теперь рассмотрите вместе с ребенком таблицу - покажите, что такое ряд и столбец. 3) После этого обратите внимание малыша на картинки таблицы и последовательность их расположения в столбце и строке. Пример 1: Покажите ребенку, что в первом ряду у нас расположены картинки совы, цыпленка и бабочки, во втором ряду они же, но в другой порядке - цыпленок, бабочка и сова. Дальше у нас ряд заполнен не до конца. Кого же здесь не хватает? У нас есть бабочка и сова... Кто же должен быть нарисован в пустой клеточке? Думаю, что ваш малыш очень быстро поймет как решать такие логические задачки. Обратите его внимание, что и в строчках таблицы все картинки разные. Пример 2: Теперь рассмотрим пример, когда картинки отличаются по размеру. Обратите внимание малыша, что в одном ряду находится сначала большой самолет, потом средний, а потом маленький, пусть он назовет размеры самолеты второго ряда самостоятельно, а теперь нужно догадаться какой самолет должен быть в третьем ряду в пустой клеточке. Обратите внимание ребенка на то, что размер самолета в каждой строке одинаковый. 4) В начале картинки с ответами можно показывать ребенку, чтобы он выбрал правильную, а затем усложнить задачу и дать картинку уже после того, как он назвал правильный ответ. 5) Правильные ответы можно приклеивать, если эту нравится малышу, а можно закреплять магнитами, тогда они будут служить вам долго. Удачи вам! ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ 1 УРОВНЯ
|
Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой малыши смогут развить зрительное восприятие, произвольное внимание, связную речь и расширить словарный запас, научиться использовать в речи слова с противоположным значением. Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 72 карточки с картинками. 1 вариант Раздайте детям поровну 36 карточек. Затем ведущий поочередно показывает остальные карточки. Дети берут себе похожие карточки и объясняют, чем они отличаются, используя в речи слова-антонимы (сухой - мокрый, веселый - грустный и т.д.). 2 вариант Ведущий называет слова-антонимы, а дети подбирают к ним подходящие картинки и объясняют свой выбор. 3 вариант Предложите детям разобрать карточки по парам и придумать рассказ о том, что произошло («Почему слоненок был веселый, а стал грустный»). 4 вариант Можно использовать карточки для развития фантазии и связной речи. Дайте ребенку несколько разных карточек и предложите придумать рассказ или сказку с использованием всех этих предметов. 5 вариант Карточки можно использовать для тренировки памяти. Разложите перед ребенком несколько картинок, попросите запомнить. Затем уберите 1-2, поменяйте местами остальные. Спросите, что изменилось, чего не стало. |
Перед вами развивающая игра, составленная по мотивам русских народных сказок. Игра поможет малышам развить внимание, зрительное восприятие, память, мышление, а также закрепить знания о русских народных сказках и их героях. Игра состоит из иллюстраций к 4 сказкам, Каждой сказке соответствуют 2 карты, одна из которых разрезается на части по линиям, а вторая используется в качестве образца при складывании картинки. Когда дети достаточно хорошо научатся складывать разрезные картинки, образцами можно не пользоваться. Обратите внимание на то, что у всех картинок рамки разного цвета - для того, чтобы не перепутать части картинок.
|
А знают ли ваши дети, что и где находится в вашем городе? Что скрывается за яркой вывеской, для чего предназначены кафе, оптика, ателье? А знание этих тем повседневной жизни говорит об уровне развития вашего малыша, его социальной ориентации. Игра «Прогулка по городу» дает прекрасную возможность обратить внимание на окружающий мир, созданный руками человека, и поговорить о своем городе более подробно и предметно. Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи. В помощь предлагаем выписки из Толкового словаря русского языка со значениями слов игры. Комплектность: - разрезные карты с вывесками и фасадами 30 городских заведений и учреждений, картинками внутреннего вида, либо содержания заведений - 6 шт.; - разрезные карты со стихами-загадками - 2 шт., - словарь - 1 шт. Подготовка к игре: Распечатать и разрезать листы с картинками и стихами по пунктирным линиям на отдельные карточки (по 30 штук). Правила игры: Задача игроков - соединить название (вывеску) с содержанием. 1 вариант: Играют от 2-х до 6 человек и ведущий. Предложите детям подумать и назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу. Раздайте карты с фасадами и вывесками поровну всем игрокам и вместе прочитайте. Пусть дети попробуют сами объяснить, что, по их мнению, скрывается за этими вывесками; что можно увидеть, открыв дверь заведения; для чего оно предназначено. Ведущий берет карточки-картинки с внутренним видом и, выбрав наугад одну из них, показывает её игрокам. Те игроки, у которых есть вывеска данного заведения, берут карточку у ведущего и выкладывают её напротив названия на пустое место. Побеждает тот, кто первым составит все пары. 2 вариант: В игре участвуют карты с фасадами и карточки-стихи. Игра аналогична 1 варианту. Ведущий читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Угадывая, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее напротив соответствующей вывески на карте. Побеждает тот, кто первым заполнит карту. 3 вариант: В игре участвуют все карточки. Ведущий раздает игрокам поровну карточки с рисунками, себе оставляет стихи. Затем ведущий читает стихотворения по одному. Дети отгадывают, о чем идет речь и при правильном ответе закрывают стихами соответствующий рисунок. Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки. Удачной игры!
Значения слов по Толковому словарю русского языка 1. Аптека - учреждение, в котором продаются и изготавливаются лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены. 2. Ателье - мастерская по пошиву одежды (а также по некоторым другим видам обслуживания). 3. Автовокзал - большая станция пригородного или международного автобусного сообщения. 4. Банк - финансовое учреждение, производящее операции со вкладами, с кредитами и платежами. 5. Баня - специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. (Сауна - финская баня с горячим сухим воздухом в парной и холодным бассейном). 6. Бассейн - искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания. 7. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности (книги). 8. Больница - медицинское учреждение для стационарного лечения. 9. Ветлечебница - (сокр. ветеринарная лечебница) - лечебное учреждение для животных. 10. Гастроном - магазин пищевых продуктов. II. Гостиница - дом для временного проживания приезжающих с одноместными или неодноместными номерами, с обслуживанием. 12 Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста. 13. Железнодорожный вокзал - большая станция на железнодорожных путях сообщения. 14. Зоопарк - (сокр. зоологический парк) - место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных 15. Институт - высшее учебное заведение, научно-исследовательское учреждение. 16. Кафе - небольшой ресторан. 17. Кинотеатр - зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются кинофильмы 18. Оптика - магазин, учреждение, в котором продаются и изготавливаются приборы для зрения. 19. Парикмахерская - предприятие, где делают прически, завивку, стригут бреют. 20. Парк - большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами. 21. Торговый центр - магазин непищевых товаров народного потребления. 22. Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных или помощи на дому. 23. Почта-телеграф - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег. 24. Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах. 25. Ресторан - открытая до ночи или ночью, хорошо обставленная столовая с подачей дорогих заказных блюд и напитков, обычно с музыкальной эстрадой. 26. Столовая - учреждение общественного питания. 27. Стадион - комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний. 28. Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене драматические представления. 29. Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников. 30. Школа - учебно-воспитательное учреждение, здание такого учреждения |
Национальную систему дополнительного образования детей и молодежи страны сегодня представляют 318 учреждений (3 – республиканских и 315 – региональных). 133 учреждения дополнительного образования являются однопрофильными (в том числе 4 центра (дворца) художественного профиля, 17 центров технического профиля, 24 центра экологического профиля, 62 центра туристско-краеведческого профиля, 20 центров физкультурно-спортивного профиля) и 185 учреждений – многопрофильными.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи всех типов насчитывается более 30 тыс. объединений по интересам, фактически каждый третий учащийся сегодня посещает учреждение дополнительного образования детей и молодежи.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует 284 коллектива, имеющих звание «заслуженный», «образцовый» и «народный».
Формы индивидуальной работы с родителями
В рамках программы по гармонизации детско-родительских отношений в семье, повышению психолого-педагогической грамотности родителей представлены формы индивидуальной работы с родителями.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп и классов, где воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями, выясняются их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной процесса, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы воспитания и обучения, практические работники учреждений образований ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это побуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Один из наиболее эффективных методов работы с семьей – коррекционные занятия, структура и цели которых зависит от полученных результатов диагностики.
Общий план изучения семьи
<article>Общий план изучения семьи
1.Состав семьи, возраст родителей и образовательный уровень.
2.Жилищные и материальные условия
3.Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4.Культурный уровень родителей:
- наличие библиотеки в семье;
- какие книги читают;
- следят ли за периодической печатью;
- посещают ли кино;
- посещают ли театры и концерты;
- посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная,
- неустойчивая,
- равнодушная,
- гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? ( Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
- здоровье детей;
- развитие умственных способностей;
- художественных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее;
- ровное, заботливое;
- равнодушное;
- подавляющее личность ребенка.
10. Система воспитательных воздействий:
- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами
воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
- систематическое;
- нерегулярное;
- полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
- положительное;
- равнодушное;
- негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое;
- эпизодическое;
- отсутствие взаимодействия.
</article>Рекомендации педагогам
1.Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики
2.Презентация. Коррекционная работа
3. Рекомендации по активному отдыху
Образовательная область " Ребёнок и общество"
1. Перспективное планирование 2 младшая группа
2. Комплексно- тематическое планирование в средней группе
Образовательная область " Элементарные математические представления"
Образовательная область " Ребёнок и природа"
</article>