Требования предъявляемые к пиротехническим изделиям
Информационно-справочный материал
Использование гражданами пиротехнических изделий бытового назначения (далее – ПИ, ПИБН) регулируется:
техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза 16 августа 2011 г. № 770 (далее –
ТР ТС 006/2011);
Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З
«О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон
о массовых мероприятиях);
Общими требованиями пожарной безопасности к содержанию
и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – ОТПБ);
Физическим лицам (населению, гражданам) разрешается использование ПИБН (I-III классов опасности согласно ТР ТС 006/2011). При использовании ПИБН необходимо руководствоваться инструкцией по применению на конкретное ПИ и маркировочными обозначениями (в виде информационного текста и манипуляционных знаков), нанесенными на ПИ и (или) упаковку (тару). При этом ПИ должны иметь действующий срок годности и сертификат соответствия требованиям ТР ТС 006/2011. Не допускается применение (использование) ПИ не по назначению.
Согласно п. 21 ОТПБ в зданиях, сооружениях и помещениях не допускается применение:
пиротехнических изделий;
открытого огня (свечи, факелы и другие эффекты с применением огня).
Справочно: фаеры, факелы цветного огня ручного запуска,
а также цветные дымы и другие подобные ПИ, как правило, относятся
к ПИ I класса опасности согласно ТР ТС 006/2011, опасная зона которых не превышает 0,5 м. Опасными факторами при этом в данных
ПИ являются пламя и высокотемпературная струя продуктов сгорания, разбрасываемые в пределах опасной зоны пожароопасные элементы (раскаленные шлаки, искры), тепловое (инфракрасное) излучение, специфическое (вредное) воздействие продуктов сгорания на человека. При использовании фаеров и ПИ на зрительских трибунах (даже при опасной зоне 0,5 м) нельзя полностью исключить влияние указанных вредных факторов на человека (в том числе вероятность причинения вреда жизни и здоровью окружающих граждан пришедших на спортивное мероприятие).
При этом стоит отметить, что по результатам проводившегося УЕФА исследования об опасностях применения пиротехники
на стадионах были сделаны следующие выводы:
существует значительный риск для здоровья и безопасности при использовании пиротехники в непосредственной близости от других людей и при игнорировании безопасного расстояния, указанного на ПИ;
пиротехника несет значительный риск для безопасности тех, кто
ее использует, других болельщиков, работников стадиона, игроков
и официальных лиц;
на всех ПИ указано безопасное расстояние применения, а этим ограничениям невозможно следовать на заполненном болельщиками стадионе;
использование на футбольном стадионе любого ПИ опасно.
Среди выявленных рисков для здоровья и безопасности - ожоги кожи, воспламенение одежды, вызванные огнем повреждения зданий
и пожароопасных материалов, ударное воздействие взрыва
на людей и постройки, токсичное воздействие и задымление, прямое ударное воздействие на голову, глаза, зрение и слух, возникновение паники.
В этой связи на применение болельщиками (фанатами) на стадионе фаеров и других ПИ на международных футбольных матчах под эгидой ФИФА или УЕФА был наложен запрет.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» граждане обязаны выполнять требования, установленные
в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах,
во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах. Согласно подпункту 7.10 пункта 7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399, с 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством применения пиротехнических средств).
Справочно: при использовании ПИБН гражданами следует учитывать, что допустимые и максимальные уровни звука в жилых помещениях жилого дома должны соответствовать требованиям санитарных норм (пункт 37 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 г. № 95). При этом допустимым уровнем шума является такой уровень шума, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем
и анализаторов, чувствительных к шуму.
Использование ПИ при проведении массовых мероприятий должно осуществляться в соответствии с Законом о массовых мероприятиях
и возможно только при наличии соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия с применением ПИ.
За нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов, инструкции по применению ПИ, виновное лицо может быть привлечено
к ответственности по статье 24.30 КоАП «Нарушение правил обращения
с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями».
За нарушение законодательства в области пожарной безопасности при использовании ПИБН граждане виновные в этом, также могут быть привлечены к ответственности в соответствии со статьей 24.36 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности».
За нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки ПИ повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере, а также то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, граждане, виновные в этом, привлекаются к уголовной ответственности по статье 299 УК «Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями».
Использование ПИБН в общественных местах города, в том числе
во дворах домов, может привести к нарушению общественного порядка
и спокойствия граждан, что в соответствии со статьей 19.1 КоАП квалифицируется как мелкое хулиганство.
При этом родители или лица, их заменяющие, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, будут привлечены к административной ответственности в соответствии
со статьей 10.3 КоАП.
Привлечение физических и юридических лиц к ответственности
за нарушение общественного порядка при применении ПИ, а также введение запретов на использование ПИ на территории определенной административно-территориальной единицы, не входит в компетенцию МЧС.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г.
№ 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З
«Об органах внутренних дел Республики Беларусь» охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений относятся к компетенции исполнительных
и распорядительных органов и органов внутренних дел.
Согласно статье 3.30. ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные
на то должностные лица:
органов внутренних дел (по статьям 10.3, 19.1, 24.30 КоАП);
органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (по статье 24.30 КоАП)
органов государственного пожарного надзора (по статье 24.36 КоАП).
Информационно-справочный материал
Использование гражданами пиротехнических изделий бытового назначения (далее – ПИ, ПИБН) регулируется:
техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза 16 августа 2011 г. № 770 (далее –
ТР ТС 006/2011);
Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З
«О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон
о массовых мероприятиях);
Общими требованиями пожарной безопасности к содержанию
и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – ОТПБ);
Физическим лицам (населению, гражданам) разрешается использование ПИБН (I-III классов опасности согласно ТР ТС 006/2011). При использовании ПИБН необходимо руководствоваться инструкцией по применению на конкретное ПИ и маркировочными обозначениями (в виде информационного текста и манипуляционных знаков), нанесенными на ПИ и (или) упаковку (тару). При этом ПИ должны иметь действующий срок годности и сертификат соответствия требованиям ТР ТС 006/2011. Не допускается применение (использование) ПИ не по назначению.
Согласно п. 21 ОТПБ в зданиях, сооружениях и помещениях не допускается применение:
пиротехнических изделий;
открытого огня (свечи, факелы и другие эффекты с применением огня).
Справочно: фаеры, факелы цветного огня ручного запуска,
а также цветные дымы и другие подобные ПИ, как правило, относятся
к ПИ I класса опасности согласно ТР ТС 006/2011, опасная зона которых не превышает 0,5 м. Опасными факторами при этом в данных
ПИ являются пламя и высокотемпературная струя продуктов сгорания, разбрасываемые в пределах опасной зоны пожароопасные элементы (раскаленные шлаки, искры), тепловое (инфракрасное) излучение, специфическое (вредное) воздействие продуктов сгорания на человека. При использовании фаеров и ПИ на зрительских трибунах (даже при опасной зоне 0,5 м) нельзя полностью исключить влияние указанных вредных факторов на человека (в том числе вероятность причинения вреда жизни и здоровью окружающих граждан пришедших на спортивное мероприятие).
При этом стоит отметить, что по результатам проводившегося УЕФА исследования об опасностях применения пиротехники
на стадионах были сделаны следующие выводы:
существует значительный риск для здоровья и безопасности при использовании пиротехники в непосредственной близости от других людей и при игнорировании безопасного расстояния, указанного на ПИ;
пиротехника несет значительный риск для безопасности тех, кто
ее использует, других болельщиков, работников стадиона, игроков
и официальных лиц;
на всех ПИ указано безопасное расстояние применения, а этим ограничениям невозможно следовать на заполненном болельщиками стадионе;
использование на футбольном стадионе любого ПИ опасно.
Среди выявленных рисков для здоровья и безопасности - ожоги кожи, воспламенение одежды, вызванные огнем повреждения зданий
и пожароопасных материалов, ударное воздействие взрыва
на людей и постройки, токсичное воздействие и задымление, прямое ударное воздействие на голову, глаза, зрение и слух, возникновение паники.
В этой связи на применение болельщиками (фанатами) на стадионе фаеров и других ПИ на международных футбольных матчах под эгидой ФИФА или УЕФА был наложен запрет.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» граждане обязаны выполнять требования, установленные
в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах,
во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах. Согласно подпункту 7.10 пункта 7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399, с 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством применения пиротехнических средств).
Справочно: при использовании ПИБН гражданами следует учитывать, что допустимые и максимальные уровни звука в жилых помещениях жилого дома должны соответствовать требованиям санитарных норм (пункт 37 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 г. № 95). При этом допустимым уровнем шума является такой уровень шума, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем
и анализаторов, чувствительных к шуму.
Использование ПИ при проведении массовых мероприятий должно осуществляться в соответствии с Законом о массовых мероприятиях
и возможно только при наличии соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия с применением ПИ.
За нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов, инструкции по применению ПИ, виновное лицо может быть привлечено
к ответственности по статье 24.30 КоАП «Нарушение правил обращения
с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями».
За нарушение законодательства в области пожарной безопасности при использовании ПИБН граждане виновные в этом, также могут быть привлечены к ответственности в соответствии со статьей 24.36 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности».
За нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки ПИ повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере, а также то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, граждане, виновные в этом, привлекаются к уголовной ответственности по статье 299 УК «Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями».
Использование ПИБН в общественных местах города, в том числе
во дворах домов, может привести к нарушению общественного порядка
и спокойствия граждан, что в соответствии со статьей 19.1 КоАП квалифицируется как мелкое хулиганство.
При этом родители или лица, их заменяющие, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, будут привлечены к административной ответственности в соответствии
со статьей 10.3 КоАП.
Привлечение физических и юридических лиц к ответственности
за нарушение общественного порядка при применении ПИ, а также введение запретов на использование ПИ на территории определенной административно-территориальной единицы, не входит в компетенцию МЧС.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г.
№ 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З
«Об органах внутренних дел Республики Беларусь» охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений относятся к компетенции исполнительных
и распорядительных органов и органов внутренних дел.
Согласно статье 3.30. ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные
на то должностные лица:
органов внутренних дел (по статьям 10.3, 19.1, 24.30 КоАП);
органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (по статье 24.30 КоАП)
органов государственного пожарного надзора (по статье 24.36 КоАП).